Методическая тема: "Обновление содержания профессиональной поддержки педагога в условиях реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа"
Модель методической службы: сетевая модель организации методического взаимодействия.
ДИАГНОСТИКА ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
Инновационный потенциал педагогического коллектива раскрывается в способности к саморазвитию и реализации инновационных идей, проектов и технологий. Предлагаем комплект анкет для определения уровня новаторства учителей.
Программа деятельности педагогического коллектива по развитию инновационного потенциала
I. Подготовительный этап
Цель: обеспечение мотивационной готовности педагогического коллектива к освоению новшеств.
Содержание деятельности:
1. Диагностика уровня инновационного потенциала педагогического коллектива.
2. Создание информационного поля:
" формирование школьного банка новшеств в сфере образования;
" проведение психологопедагогических семинаров по актуальным проблемам;
обеспечение педагогов литературой;
" посещение теоретических семинаров в Московском институте повышения квалификации работников образования по актуальным для школы или отдельных учителей проблемам.
3. Установление связей с наукой, привлечение ученых в качестве научных руководителей и консультантов.
4. Выявление потребностей в инновациях, определение их типа.
5. Выбор педагогами новшеств в соответствии со своими потребностями и с учетом интересов и склонностей учащихся.
6. Прогнозирование возможных отклонений от цели, нежелательных препятствий и последствий.
7. Повышение профессионализма администрации школы.
8. Создание мотивации на достижение успеха.
II. Организационный этап
Цель: усиление мотивационной готовности, обеспечение теоретической готовности педагогического коллектива к освоению новшеств.
Содержание деятельности:
1. Внесение изменений в структуру методической деятельности:
" создание временных творческих коллективов;
" преобразование методического совета в научно-методический.
2. Пополнение учителями базовых научных и методических знаний (продолжение работы школьных психолого-педагогических семинаров).
3. Развитие исследовательских умений учителей (организация постоянно действующего семинара "Теория и практика инноваций").
4. Изменение характера взаимодействия учителей с учеными: дополнение теоретических семинаров индивидуальными и групповыми консультациями.
5. Разработка положения о стимулировании труда педагогических работников школы.
6. Организация взаимодействия уроков, круглых столов, защит программ, творческих отчетов и т. д.
III. Практический этап
Цель: обеспечение практической готовности педагогического коллектива к освоению новшеств.
Содержание деятельности:
1. Промежуточная диагностика уровня инновационного потенциала педагогического коллектива.
2. Совершенствование системы научнометодической работы, организация ее на трех уровнях:
" первый - традиционная деятельность методических объединений;
" второй - временные творческие коллективы;
" третий - творческие лаборатории.
3. Создание внутришкольной системы повышения квалификации (теоретические семинары, деловые игры, практикумы, творческие группы и т. д.).
4. Изменение характера нововведений: от локальных до комплексных, касающихся всех сторон деятельности школы: содержания образования, технологий обучения, воспитания и развития учащихся, организации УВП и т. д.
5. Совершенствование структуры управления в условиях работы в инновационном режиме, активное участие педагогов и принятие управленческих решений.
6. Акцент в деятельности научно-методической службы на обучение учителей организации научно-методического эксперимента, совершенствование исследовательских умений и навыков.
7. Разработка учителями авторских программ, учебных курсов, специальных семинаров.
8. Активное участие педагогов в методической работе на уровне города:
" работа в составе творческих лабораторий;
" участие в работе научно-практических конференций;
" обобщение опыта своей работы в виде публикаций;
" участие в выставках материалов передового педагогического опыта.
IV. Контрольнооценочный этап
Цель: выявление рассогласования между желаемым и реальным уровнями инновационного потенциала педагогического коллектива.
Содержание деятельности:
1. Диагностика уровня инновационного потенциала педагогического коллектива. Оценка в системе показателей:
" восприимчивость педагогов к новому;
" подготовленность к освоению новшеств;
" степень новаторства педагогического коллектива;
" степень творческой активности;
" развитость коммуникативных связей.
2. Установление причин рассогласования между желаемыми и реальными уровнями инновационных потенциалов.
3. Составление программы деятельности педагогического коллектива по дальнейшему развитию инновационного потенциала.